?

Log in

Элдар Ваапов

Безразличие

Не редко становишься свидетелем разговоров, которые часто заканчиваются глубоким разочарованием в современной молодёжи. «Старшие» неустанно сравнивают своё воспитание, свои понятия с интересами и образом жизни «молодых». Кто-то глубоко переживает, кто-то нет, но все явно видят, что народ меняется – идёт ассимиляция. Действительно, это огромная проблема.

Но, куда страшнее – бездействие и отсутствие глубокого осознания всей пагубности сложившейся ситуации. Страшно то, что всё остаётся на уровне разговоров, после которых каждый возвращается к своим личным проблемам и делам. А большая часть молодёжи всё так же стремительно «уходит», превращая культуру родного народа в обычную формальность.

Во время массового возвращения крымских татар на родину, на первом месте стояло обустройство и создание нормальных условий существования. На воспитание детей времени не хватало. Детей воспитывала улица, школа, телевизор. Просвещение, а также стремление к лучшей жизни, сформировали из нового поколения новых людей, желающих достичь «успеха в жизни»: иметь хороший, обустроенный дом, собственную машину и постоянный заработок. В погоне за всеми этими «благами» культуре, традициям, религии уделялось второстепенное внимание.

Прошло около 20 лет. Вчерашние дети повзрослели: теперь у них есть собственные. Казалось бы, что мешает сегодня учить их своему, ведь в отличие от начала 90-х, большинство народа обустроилось? Однако новое поколение не видит в этом первостепенной потребности. Для них важен успех ребенка. Родителей в первую очередь волнует успеваемость в школе, не зависимо от того, соответствует ли программа обучения традициям народа или нет.

Не важно, что они там учат, не важно, в каких мероприятиях участвуют, главное – чтобы везде преуспевали. «А что плохого в том, что ребёнок празднует Новый Год, 23 февраля, День Валентина, 8 Марта?» – говорят родители. «Он знакомится с традициями и обычаями других народов». Вот только с культурой, традициями, религией своего народа его никто не знакомит. Когда нет своего, этот вакуум заполняет чужое.

Возможно, некоторые не видят в этом проблему. Они уверены, что их семью, их детей порочность общества обойдёт стороной. Они уверены, что дети всегда будут слушаться родителей, и не посмеют в старости от них отказаться, они уверены, что не будет алкоголизма, наркомании и распутства. При этом они забывают, что воспитывает их именно то общество, в котором мы живём. А здесь такие явления считаются нормальными. Почему раньше люди были отзывчивыми, честными, гостеприимными, почему раньше девушки были скромными и недоступными, а парни – нравственными и принципиальными, почему раньше старики пользовались огромным уважением и почётом в народе, никому и в голову не приходило отдавать их в дома престарелых? Что изменилось? Почему наш народ сейчас не такой?

Очевидно, что все эти качества, которыми раньше характеризовался крымскотатарский народ, вытекают из культуры нашего народа. Отдаляясь от неё, мы неизбежно теряем подобные ценности, вливаясь в ряды «современных» людей, для которых выгода и собственное благополучие на первом месте. Наш образ жизни, по большому счёту, перестал отличаться от других народов: мы так же одеваемся, так же разговариваем, так же ведём себя. Выдают нас только имена, внешность и акцент.

Стремиться к своему нужно не просто из-за того, что оно наше, а из-за того, что оно правильное, мудрое. Культура любого народа формируется на базе его мировоззрения, его взглядов на жизнь. Мировоззрением крымских татар всегда являлся Ислам. Он формировал систему понятий, которые влияли на его образ жизни. Естественно, что в разные исторические моменты по-разному проявлялась роль Ислама. Когда не было давления со стороны, когда крымские татары были хозяевами своей земли, Ислам был основой и фундаментом общественной жизни. Во время Царской России он уже претворялся не во всех сферах: отсутствовала законодательная сторона.

Густав Радде в своей работе «Крымские татары» писал: «Прежде чем приступить к описанию образа жизни каждого из трёх приведённых нами татарских племён, нам кажется необходимым упомянуть об обыкновениях и нравах, общих всем жителям Крымского полуострова и соединяющих, таким образом, в одно целое три отдельные ветви одного и того же народа. Эти общие всем обычаи относятся большей частью к религиозным верованиям татар и к их гражданскому законодательству, тесно связанному с их религиозными верованиями.

Изречения Корана служат основанием того и другого, и вот причина, по которой татары-мусульмане так привязаны к отцовским преданиям и к учению Магомета, проникшему во все частности их гражданского быта». В период большевизма Ислам существовал скрытно. Известно немало случаев, когда в обществе люди говорили об атеизме и коммунизме, а в частной жизни все обряды проводили в соответствии с Исламом.

Сейчас, когда никто не препятствует изучать родное, искать его, стремиться к нему, мы своими руками закрываем двери в золотое прошлое народа. Наше равнодушие к своей культуре способствует ассимиляции. А все порочные явления, которые развились в среде крымских татар, являются следствием этой пагубной тенденции. Прав был Умар (р.а.) сказав: «Аллах возвысил наш народ благодаря Исламу, если мы будем искать величие в другом, мы никогда не достигнем его».

Эльдар Ваапов

Comments